История многоуровневого маркетинга
Сетевой маркетинг - История многоуровневого маркетинга
Как и многие великие идеи, идея MLM возникла совершенно случайно и имеет интересную предысторию. Итак...
В
20-е годы в китайской тюрьме отбывал срок заключения американец Карл
Ренборг. В тюрьме он экспериментировал в области оздоровления питания.
Он убедил китайских охранников регулярно приносить ему разные растения,
которые добавлял в свой скудный рацион, и предлагал соседям по камере.
Спустя некоторое время оказалось, что те, кто следовал советам Ренборга
и питался по его «рецептам», чувствовал себя и выглядел гораздо лучше,
чем те. кто отказывался от его рекомендаций. Более того, многие из
отказавшихся просто не дожили до освобождения.
После
выхода из тюрьмы в 1927 году Ренборг вернулся в США и продолжил
разрабатывать методы, концентрации питательных веществ из растений. В
результате поисков он создал добавку к пище на основе люцерны, петрушки
и водяного кресса.
Для
проверки эффективности добавки он предложил своим друзьям и знакомым
попробовать принимать ее, однако, успеха это не принесло, так как люди
отказывались от приема неизвестного препарата. Тогда Ренборг подумал,
что будет лучше назначить за добавки какую-либо цену, тогда люди будут
их употреблять хотя бы, потому что заплатили за них деньги. Так он и
сделал, и его препараты начали давать первые обнадеживающие результаты.
Люди, принимавшие добавки Ренборга, лучше себя чувствовали, дамы
замечали, что у них появился естественный румянец, мужчины ощущали
прилив бодрости. О таинственных продуктах Ренборга пошли слухи, многие
хотели их попробовать.
И
тогда Ренборгу пришла идея создать принципиально новую стратегию
бизнеса. В то время в экономике США был период Великой депрессии —
кризис, разорились тысячи предприятий, банков, была колоссальная
безработица. Многие искали возможности для самореализации в малом
бизнесе. Ренборг предложил друзьям и знакомым стать своими первыми
дистрибьюторами.
Он
объяснил им: «Предложите мои добавки своим друзьям, а после того, как
они их купят, я заплачу вам комиссионные». Эту схему продаж он назвал
«маркетингом по рекомендациям».
Кроме того, Ренборг впервые предложил чрезвычайно важный в сетевом маркетинге
принцип спонсирования. Слово «спонсор» в переводе означает
«поручитель», В сетевом маркетинге под «спонсированием» подразумевается
то, что торговый представитель компании, пригласивший в этот бизнес
новичка, не только во всем ему помогает, не только обучает его, но и
несет ответственность за его дальнейшую работу.
Схема заработала, и в 1934 году Ренборг создает компанию «California Vitamins Inc», которую затем переименовывает в «Nutrilite Products». Придуманный Ренборгом принцип продаж впоследствии был позаимствован и другими компаниями.
В
пятидесятые-семидесятые годы сетевой маркетинг развивался медленными
темпами. В 1975 году для MLM возникла угроза запрета. Федеральная
комиссия по Торговле решила запретить деятельность MLM-компаний как
якобы жульническую. Последовало длительное расследование с привлечением
огромного количества специалистов. Только в 1979 году было окончательно
установлено, что MLM — это метод продвижения товара, приемлемый и
допустимый с точки зрения закона. В 1982 году Законодательным актом был
признан юридический статус «независимого дистрибьютора».
Большинство штатов США, Канада,
Великобритания, Франция, Германия, страны Латинской Америки признали
сетевой маркетинг легитимным видом бизнеса. С этого времени начался бум
MLM.
По
данным журнала «Upline» (1997). в настоящее время сетевой маркетинг
работает в 125 странах мира и является одним из наиболее перспективных
методов распространения товаров и услуг во всем мире. Совокупный
ежегодный оборот MLM-компаний достигает 25 миллиардов долларов и
ежегодно растет на 25-30%. В сетевом бизнесе участвует примерно 20
миллионов человек. дальше...
|